17 апреля 2023 в 10:33 1776 1
Культура

В Бунинке гостей познакомили со свадебными обычаями и куклами-невестами из частного собрания

В Орловской областной библиотеке им. И.А. Бунина прошла презентация кукол из частной коллекции «История свадебных традиций».

Фото: Мария Никитина/InfoOrel.ru

Посетители смогли не только рассмотреть кукол-невест из собрания «Музея коллекционных кукол», но и узнать о свадебных обычаях и традициях, свадебной моде разных веков и познакомиться с работами знаменитых мастеров-кукольников.

Директор «Музея коллекционных кукол» Наталия Алёшина познакомила с выставкой кукол:

— Сегодня у нас небольшое мероприятие, посвящённое важному дню в жизни каждого человека — свадьбе. Здесь представлена выставка «Свадебный альбом», а также гости мероприятия познакомятся со свадебными нарядами разных стран и эпох, разными свадебными обычаями и традициями.

Сегодня в библиотеку мы привезли небольшую часть серии кукол, посвящённых невестам. Здесь представлены очень интересные образцы. Вот эта кукла — невеста викторианской эпохи. Кукла 1989 года — из винтажных серий, посвящённых невестам. Её особенность в том, что она создавалась совместно работниками Музея Виктории и Альберта и кукольниками фирмы Франклин Минт. Каждая деталь костюма точно повторяет иллюстрацию XIX века из собрания этого музея: все оборочки, рюши, многослойность, ну и, конечно же, белый цвет платья. Кстати, белый цвет платья глобально вошёл в мировую моду после свадьбы королевы Виктории. Поэтому викторианская невеста очень важна в этой серии. Именно по этой причине мы её и привезли, чтобы её можно было рассмотреть вблизи, не на иллюстрациях. Тут и красивая фата, и флёрдоранж на голове. Флёрдоранж — это белоснежные цветки апельсина, которые символизируют невинность и чистоту. Платье цвета слоновой кости, или цвета экрю, как говорят французы. Очень красивый букет в руках невесты, многослойные и кружевные рукава-пагоды. И, конечно же, кринолин под юбкой. Там несколько обручей, которые соединены так же, как в XIX веке. Панталончики и туфельки надеты на стройные ножки. Все видимые части — это фарфор, что под одеждой, где не видно, — это набивное тельце.

Серия «Свадебные церемонии». Жених, невеста, подружка невесты и детишки. Дети на свадьбе обычно несут кольца и разбрасывают лепестки цветов. Даже по мимике детишек и по их позам видно, что им на месте не стоится. Особенно это проявляется у девочки-цветочницы. Кажется, будто бы она с ноги на ногу переминается, как ей хочется побегать по церковному проёму, а не стоять и ждать окончания церемонии. У мальчика шкодливое выражение лица, то ли он что-то задумал, то ли потерял второе кольцо с подушечки, так как на ней видно только одно обручальное украшение.

Жених, невеста и подружка невесты. Это серия «Гибсон». Девушка в стиле Гибсон. В XIX веке жил художник и иллюстратор Чарльз Дана Гибсон, известный как создатель такого явления как «девушки Гибсона», представляющие собой идеал женской красоты на рубеже XIX-XX вв. Сейчас у нас этот образ девушки больше ассоциируется со стилем модерн. Отличительные черты — силуэт песочные часы, тонкая талия, рукава-буфы, или жиго. Рукава жиго с французского — бараний окорок, что видно даже по силуэту. Стиль девушки Гибсон — это мечтательный томный взгляд, немного скучающий. Именно так они выглядели на его чёрно-белых графических иллюстрациях. Много лет спустя его правнучка стала кукольницей. Это работы его правнучки Даны Гибсон. Тут прослеживается наследственность, преемственность поколений.

Вот эти четыре куклы — это одна серия. Идея в том, что мода циклична и она всегда возвращается. В том числе и на различные костюмы, силуэты, наряды и т.д. Здесь свадебная мода 1900, 1930, 1960 и 1990 годов. Дело в том, что это одно и то же платье и четыре поколения невест. Каждая из них вытаскивала из прабабушкиного, бабушкиного сундука свадебный наряд и переделывала его по моде той поры, когда она жила. Кстати, можно догадаться, что это один и тот же убор по фестонам нижней части платья. У всех у них есть шлейф — у кого-то короче, у кого-то длиннее. Силуэты 1930-х годов, если посмотреть фотографии, более лаконичны, в отличие от 1900-х годов. Мода на объёмные юбки, кринолины то пропадает, то возвращается. В 1960-е годы — открытые плечи, шляпка-таблетка и очень короткая вуаль. Кстати, вуаль — это символ покорности будущей жены. В те годы не было уже такой покорности, которая бывала раньше. И 1990-е годы это тоже подчёркивают. Вспомните свадьбу леди Ди, какое у неё было платье: эти рукава, этот шлейф, ну прямо настоящая принцесса! Многие вспоминали диснеевских принцесс, и действительно, что-то в этом было. Ну и собственно, если сравнить со стороны, это практически повторение 1900-го года. Это те же рукава, тот же объём. Кстати, автор серии, кукольник — мужчина. Это знаменитый итальянец Фил Тамминьо.

На мероприятии узнали много нового из кукольной жизни. У каждой коллекционной куклы есть сертификат, и её зачастую передают по наследству. Это считается золотым стандартом наследной куклы. Ещё у коллекционных кукол есть свой личный конкурс, вернее, у их производителей. За рубежом среди производителей коллекционных кукол проводится конкурс на лучшую куклу года. Когда-то и викторианская кукла была победительницей, многие куклы из серии Гибсон праздновали победу.

Гостей мероприятия очень заинтересовали свадебные обычаи и суеверия. Наталия Леонидовна очень интересно рассказывала об их зарождении и трансформации, учитывая временные эпохи. По «правильной» свадьбе были специальные указания и рекомендации.

Обычно на свадьбе было много подружек невесты. И все они были одеты одинаково. Это делалось для того, чтобы запутать нечистые силы, чтобы они не могли отличить невесту от её подружек. Раньше наряды подружек даже по цвету не отличались от убора невесты, были только малюсенькие отличия. Это уже потом, после 1930-х годов, подружек невесты начали выделять по цвету платьев, фасону и аксессуарам.

На каждой свадьбе существует такой обычай — невеста бросает свой свадебный букет в толпу незамужних девушек. Вот такие были советы:

«Чтобы традиция бросания букета невесты прошла просто идеально, воспользуйтесь некоторыми рекомендациями:

  • бросать букет можно сразу после церемонии бракосочетания или в конце свадебного вечера;
  • букет должен быть лёгким и не распадаться при броске;
  • букет-дублёр должен быть легче и проще основного букета, но должен быть хорошо скреплён» и так далее.

Свадебный торт — это неотъемлемая часть празднества. Подача торта на свадьбу, его совместное разрезание стало практиковаться в Древнем Риме: это действо означало единение двух семей. Позже в других странах оно практиковалось как символ хозяйственности невесты, которая угощала всех родственников жениха. До сих пор этот милый торжественный обряд входит в программу каждой свадьбы. Молодожёны берутся за нож вместе, причём жених кладёт свою руку сверху, а процессом разрезания управляет невеста. Новоиспечённые супруги первыми двумя отрезанными кусочками угощают друг друга, а следующие четыре кусочка отрезают родителям и сами им их относят.

Ещё много примет и их толкований узнали гости праздника: почему молодожёнам нельзя отказываться от свадебного торта, почему упавший под стол кусочек торта и разбрасывание крошек — это добрая примета, почему на бракосочетание невеста должна надеть что-то новое, что-нибудь старое и что-то взятое взаймы, что значит длинная фата невесты, и прочие любопытные обычаи. Кстати, многие из обычаев и обрядов дошли до нашего времени, многие новобрачные если их и не соблюдают полностью, то прислушиваются к ним.

Свадебные наряды изменялись с течением времени и эпох. Они зависели от сословия жениха и невесты, вошедших в моду украшений и фасонов платьев, от страны проживания и традиций. Свадебный наряд невесты в эпоху Возрождения был богато украшен, что подчёркивало статус жениха, а цвет платья зависел от пожеланий его семьи; особо популярными были цвета красный, алый и пурпурный. А вот в эпоху Барокко силуэт свадебного платья изменился, как и общий образ невесты. В моду вошли объёмные платья с пышными юбками и рукавами, они богато украшались кружевом, а самым популярным цветом подвенечного платья был золотой. В начале XVII века в моду вошли гигантские воротники, а для пышности юбок под платье невесты поддевали несколько нижних юбок. Во второй половине XVII века модными стали свадебные наряды розового и кораллового цветов. Вдовы тоже выходили замуж, но колор их платьев был другой: допускалось надеть чёрное платье с красным декором. В XVIII веке все невесты выходили замуж в платьях с воротником Медичи. Платья богато украшались вышивкой, кружевом и золотом. В эпоху Рококо невесты выбирали себе серебряные наряды, их юбки достигли апогея пышности благодаря конструкции «панье»; корсеты были необычайно узкими и обязательный атрибут платья — шлейф, его длина определяла статус невесты. В эпоху Неоклассицизма пришла мода на кремовые или цвета слоновой кости подвенечные наряды.

В России ситуация обстояла несколько иначе: наряды невест со времён Древней Руси отличались неимоверным консерватизмом. Много веков девушки выходили замуж в традиционном одеянии: длинная белая рубаха с широкими рукавами, поверх сарафан, украшенный позументом и душегрея. Невесты-аристократки надевали поверх такого одеяния парчовый с золотым шитьём плащ-мантию. Голову невесты украшал венец-обруч с мелодично звенящими подвесками. Наиболее популярным цветом был красный.

Разные эпохи и сословия, разные силуэты и цвета свадебных платьев, разные украшения и аксессуары, но каждая невеста — это самая красивая и счастливая девушка на свете. И у каждой из них, будь она принцессой, актрисой или простой учительницей из провинциального городка, её свадебный наряд — самый лучший и самый красивый.

Мария Никитина,
фото автора


Источник: ИА «Инфо-Сити», сайт InfoOrel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться